2017-02-03 08:19

Инвестиции вместо «лексусов»: за дорогое тепло спросят вдвойне

Российским энергетикам предстоит научиться жесткой экономии, пересесть с «лексусов» на «жигули» и выполнить обещания, связанные с повышением надежности системы теплоснабжения. Такова «плата» за повышение тарифов на теплоснабжение, значительно превышающее установленный на федеральном уровне усредненный показатель – 4 % в год.

Кто будет следить за выполнением инвестиционных программ, а также контролировать рост коммунальных тарифов на уровне регионов? Какие обоснования неизбежности роста тарифов приводят сами энергокомпании и поддерживающие позицию энергетиков влиятельные лица? Подробности одной из самых «горячих» коммунальных тем 2017 года – в обзоре «Энергетики и промышленности России».

Новосибирское повышение

«Взлетевшие тарифы «вскипятили Новосибирск», – сообщили в декабре минувшего года российские информагентства, комментировавшие принятое на региональном уровне решение о рекордном повышении коммунальных тарифов, которое вывело горожан на митинги в тридцатиградусный мороз. Начиная с 1 июля 2017 года тарифы на тепловую энергию вырастут на 14,9 %, платежи за горячее водоснабжение – на 15,9 %. Правда, тарифы на электро-и газоснабжение вырастут всего на 3-4 %, зато плата за холодную воду взлетит на все 20 %. Масла в огонь подлило сообщение областного департамента по тарифам о том, что снижение выручки энергетиков, которые настаивают на повышении тарифов, связано, помимо всего прочего, с успехом кампании по установке приборов учета теплоэнергии и горячей воды.

Причина «крайне непростого решения», выдвинутого ресурсо­снабжающими компаниями и получившего поддержку не только областного комитета по тарифам, но и губернатора Владимира Городецкого, – высокий износ сетей (по данным АО «СИБЭКО», обеспечивающей теплом потребителей Новосибирска, этот показатель достиг 70 %) в сочетании с заниженными в минувшие годы тарифами.

«Два года подряд мы держали рост тарифа на уровне ниже инфляции – 3,5‑4 %, в то время как другие территории Сибирского федерального округа вынужденно повышали тариф на 40‑60 %», – объявил губернатор, обещающий поставить распределение средств «под жесткий контроль». – «Мы предадим публичности наше взаимодействие с монополиями, оказывающими услуги – «СИБЭКО», Горводоканалом и региональными сетями, – обещает господин Городецкий. – Главная задача – проследить за тем, чтобы эти миллионы были направлены не на дивиденды, не на покупку «лексусов» для энергетиков, а на перекладку теплотрасс».

Такая позиция вызвала встречные вопросы как рядовых горожан, так и законодателей города, считающих, что бедственное положение новосибирских энергетиков сильно преувеличено. «За последние 15 лет мы исправно повышали тарифы на 10‑15 %, а износ теплосетей только увеличивался, – утверждает депутат Новосибирского горсовета Вячеслов Илюхин. – Новые сети появляются в основном благодаря застройщикам, которые тянут их в новые микрорайоны за свой счет. Далее, за последние два года расходы на топливо увеличились на 3,6 %, зато зарплата сотрудников «СИБЭКО» выросла более чем на 33 %. Доля административно-управленческого персонала составляла в 2010 году 11 %, в 2015‑м – уже 29,6 %. Как решить эту проблему применительно к Новосибирску? На мой взгляд, руководству города, точнее, занимающимся этим вопросом специалистам следовало позаботиться о проработке инвестиционной программы. Пусть «СИБЭКО» предоставит подробную смету, куда будут направлены 800 миллионов рублей, полученные за счет роста тарифов. Эксперты городского департамента энергетики и ЖКХ в свою очередь тщательно проверят этот документ, и если выяснится, что мероприятия потребуют не 800, а 600 миллионов рублей, они потребуют скорректировать планы, к примеру включить в план работ дополнительные объемы. К 2030 году, возможно, такими темпами мы придем к тому, что процент износа коммунальной инфраструктуры снизится. И самое главное: если с июля следующего года ресурсоснабжающие организации начинают получать деньги, то сметы они должны предоставить максимум до июня, иначе они не должны получать средства от повышенного тарифа».

С тем, что расходование средств, поступающих в адрес «СИБЭКО», должно быть поставлено под самый жесткий контроль, согласен и руководитель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. «Здесь должен появиться договор между «СИБЭКО» и мэрией Новосибирска с указанием конкретных улиц, теплотрасс, дворовых территорий, где и что будет сделано, – сообщает он. – Это мы в состоянии проконтролировать. Кроме того, будет проработано и звучавшее во многих выступлениях предложение по компенсации затрат тем категориям граждан, которые имеют право на получение социальных льгот».

«Лучше поздно, чем никогда», – признали власти Новосибирска, сообщив о готовности заключить соглашения по целевому использованию средств, поступивших от повышения тарифов на коммунальные услуги, а также о намерении компенсировать рост тарифов беднейшим группам населения. Проконтролировать законность повышения «СИБЭКО» тарифов обещала и прокуратура Новосибирской области, сообщившая в конце минувшего года о намерении расследовать «полноту реализации инвестиционных и производственных программ, обоснованность затрат на приобретение угля, транспорта, премирования высшего менеджмента компаний и других расходов».

Омская проверка

Прокурорская проверка «тепловых» хитросплетений объявлена и в Омске. «В ходе проверки муниципального предприятия «Тепловая компания» будет дана оценка причинам образования кредиторской задолженности, полноты мер, принимаемых руководством предприятия к ее гашению, а также законности несения предприятием отдельных расходов в условиях наличия кредиторской задолженности», – сообщает прокуратура региона. Поводом для проверки стали сообщения журналистов о значительной кредиторской задолженности предприятия, фактах совершения его руководством экономически необоснованных сделок.

Одновременно прокуратура провела проверку региональной энергетической комиссии Омской области, в ходе которой выяснилось, что утверждение тарифов для «Теловой компании» начиная с 2014 года проводилось в условиях отсутствия у предприятия раздельного учета доходов и расходов в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по тарифам. Именно отсутствие раздельного учета стало одной из причин невключения органом регулирования в тариф расходов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, при этом РЭК не спешила с понуждениями к организации «правильного» бухгалтерского учета.

С другой стороны, именно РЭК не согласилась с доводами администрации города насчет необходимости увеличения предельной планки роста тарифов с 6,7 до 14,5 %, что давало возможность увеличить тариф для «Тепловой компании» на 14,8 %. Эти просьбы были связаны со сложным финансовым положением энергокомпании – в частности, с тем, что при установлении тарифов на 2015 год предприятие не предоставило достаточных обоснований при формировании тарифа, что привело к снижению среднегодового тарифа на 4 %. В 2016 году убытки «Тепловой компании» превысили 300 миллионов рублей, дав повод энергетикам заявить, что они «кредитовали население города». Согласно решению РЭК, повышенный тариф будет утвержден только по собственным сетям «Тепловой компании», при этом он увеличится на 9,1 % – существенно ниже, чем рекомендовано муниципалитетом.

Сумасшедшие санкции

Но как согласуются подобные истории с официальным курсом, предусматривающим среднегодовое повышение тарифов ЖКХ не более чем на 4 %?

Во-первых, как показывают сообщения из регионов, среднегодовой рост тарифов, как и любой усредненный показатель, формируется по принципу «где‑то убыло, где‑то прибыло».

Во-вторых, для каждого региона устанавливается собственный размер индексации тарифов, при этом предельные индексы для тарифов ЖКХ могут быть увеличены по согласованию с муниципалитетами при наличии экономических обоснований. Но аппетитам регионов поставлен предел в виде расширения полномочий Федеральной антимонопольной службы.

В конце октября 2016 года вышло соответствующее постановление правительства, наделяющее антимонопольное ведомство правом выдавать губернаторам предписания об устранении нарушений при превышении роста коммунальных тарифов над установленными предельными значениями. Более того, глава ФАС Игорь Артемьев выступил с инициативой внесения поправок в законодательство, предусматривающих уголовное наказание за манипуляции с предельным ростом тарифов на коммунальные услуги. По мнению главы антимонопольного ведомства, именно введение «сумасшедших санкций» станет последней соломинкой для региональных властей и заставит их «перестать делать то, что они делают сейчас».

Источник: ЭПР

 
Презентация ООО "ПО Энергоресурс"