2018-10-02 12:08

Как придать энергии Дальнему Востоку. Нужно ли формирование в регионе третьей ценовой зоны

Эксперты и чиновники продолжают обсуждать пути развития электроэнергетики в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Одни из главных тем дискуссий – целесообразность продолжения субсидирования тарифов в регионе и перспектива формирования третьей ценовой зоны (ЦЗ), то есть создание конкурентного рынка электроэнергии (сейчас в ДФО применяются регулируемые тарифы). По мнению специалистов, поднимать вопрос о новой ценовой зоне преждевременно – конкурентной среды в ДФО нет, и для начала нужно определиться с созданием рыночных механизмов ценообразования. Этот вопрос – первостепенный: объемы субсидирования в регионе только растут, и с этим надо что-то делать.

Сейчас в России функционируют две ценовые зоны с рыночным ценообразованием: первая – европейская часть России и Урал, вторая – Сибирь. Территории, в которых конкурентный рынок по тем или иным причинам (как правило, технологическим) невозможен и стоимость электроэнергии регулируется тарифами, отнесены к неценовым зонам. Часть регионов ДФО входит в единую энергосистему (Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, южные районы Республики Якутия) и образует соответствующую единую неценовую зону. Прочие регионы ДФО имеют территориально изолированные энергетические системы и не входят в эту неценовую зону.

В 2017–2019 годах тарифы на электроэнергию в регионах ДФО, не входящих в неценовую зону, субсидируются за счет дополнительной нагрузки на потребителей на территории европейской части, Урала и Сибири. За 2017–2018 годы потребители ценовых зон заплатят в пользу ДФО порядка 59 млрд руб., в 2025 году платеж может вырасти уже до 90 млрд руб. (в 3,75 раза больше, чем в 2017 году), доля дальневосточной субсидии в средней конечной цене превысит 3%, предупреждают аналитики компании Vygon Consulting в опубликованном 1 октября докладе “Дальний Восток: субсидировать или развивать”. Объемы платежей в пользу ДФО растут год от года: в 2017 году потребители в ценовых зонах поддержали регион на 24 млрд руб., в этом году сумма вырастет до 35 млрд руб., а в следующем – составит уже 48 млрд руб., доля дальневосточной субсидии в конечной цене электроэнергии для потребителей ценовых зон превысит 2%, подсчитали в Vygon Consulting. Рост продолжится и дальше, если надбавка сохранится и дополнительно будет включать в себя инвестиционные планы “РусГидро” по модернизации тепловой генерации, в том числе работающей в неценовых зонах.

На прошлой неделе проблемы обсуждали на заседании секций Экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике, на котором также была представлена предварительная версия доклада Vygon Consulting. В процессе дискуссии участники рассмотрели проблемы низкого уровня конкуренции в электроэнергетике ДФО (фактически представленной только компаниями, подконтрольными “РусГидро”), особенности функционирования электроэнергетики ДФО, обусловленные слабыми сетевыми связями и использованием привозного дорогостоящего топлива, а также возможные преимущества рыночных механизмов и их целесообразность по сравнению с вводом дополнительных надбавок – таких как планируемая надбавка на модернизацию мощностей ДФО, предполагаемая к оплате прочими потребителями России.

Участники обратили внимание на стремительный рост объемов субсидирования в 2017–2018 годах (+46%) тарифов для изолированных энергосистем северных регионов ДФО, а также на текущий уровень тарифов ниже среднероссийских для южных регионов неценовой зоны ДФО – из которых предполагается сформировать третью ЦЗ. Звучали опасения о возможном росте затрат на электроэнергию при поспешном переходе от регулируемого к рыночному ценообразованию, а также предложения законодательно ограничить количество субсидируемых регионов ДФО.

В ФАС, в свою очередь, считают, что идея создания третьей ЦЗ требует всестороннего анализа, чтобы не допустить роста цен для потребителей. “Конкуренция на Дальнем Востоке могла быть развита за счет появления новых участников рынка, которые могли бы войти на этот рынок, – сообщили “НГ” в ведомстве. – Создание третьей ценовой зоны на Дальнем Востоке может служить стимулом для привлечения инвестиций в генерацию, но может также и явиться дополнительным фактором роста цен на электрическую энергию. В следующем году начнется работа по выработке предложений по созданию третьей ценовой зоны на Дальнем Востоке, но окончательное решение должно быть принято по итогам всестороннего анализа ценовых последствий для производителя и тарифных последствий для потребителя”.

В свою очередь, в РУСАЛе полагают, что для определения целесообразности третьей ЦЗ нужно сначала оценить возможность создания конкуренции и перетоков (за счет строительства сетей или генерации) с точки зрения возможного влияния на цены. В компании обращают внимание на существующий большой профицит генерирующих мощностей в ДФО: он составляет приблизительно 60% от потребления без учета экспорта, нормативного резерва и сетевых ограничений. При этом в потенциальных регионах третьей ЦЗ розничный тариф за 2014–2017 годы был заметно ниже среднероссийского, что означает наличие в этих регионах собственных резервов для строительства необходимых мощностей.

Участники заседания также отметили серьезные недостатки действующего в 2017–2019 годах механизма субсидирования тарифов в ДФО. Среди них – риски роста цены электроэнергии на территории европейской части, Урала и Сибири сверх индекса потребительских цен, безадресность субсидий, которые получают все потребители электроэнергии Дальнего Востока независимо от их финансового состояния, а также отсутствие стимулирования регулируемых организаций ДФО к экономии собственных затрат.

“Спустя два года подтвердилось то, о чем мы предупреждали в момент введения дальневосточных субсидий, – вместо инвестиционной привлекательности растет и поощряется неэффективность в энергетике и бюджетных расходах, сверхдоходами за счет потребителей Центральной России и Сибири пользуются добывающие компании, которые в субсидиях не нуждаются, – сказал “НГ” директор ассоциации “Сообщество потребителей энергии” Василий Киселев. – Наполнять это “дырявое ведро” бессмысленно, лучше поздно признать ошибку и искать более эффективные способы решения дальневосточных проблем, чем усугублять ситуацию продлением субсидий”.

Таким образом, большинство участников прошедшей в Госдуме дискуссии высказались за необходимость проработки и оценки целесообразности возможных мероприятий по формированию третьей ЦЗ, в том числе связанных со снижением монополии в ДФО и обеспечением технологической возможности конкуренции участников третьей ценовой зоны. По вопросу продления действующего механизма субсидирования тарифов ДФО прозвучали мнения о необходимости предварительного проведения анализа эффективности за 2017–2019 годы и устранения выявленных недостатков.

Источник: Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Сообщество потребителей энергии»

 
Презентация ООО "ПО Энергоресурс"