2018-08-26 09:34

На Соловках будут использовать альтернативную энергетику

Система альтернативной энергетики будет применяться на Соловецком архипелаге. Как рассказал ТАСС директор высшей школы энергетики, нефти и газа Северного Арктического федерального университета Павел Марьяндышев, система оптимального энергоснабжения Соловков, которую разрабатывают специалисты САФУ, поможет решить вопросы экологической безопасности и дорогого энергообеспечения на архипелаге.

«На Соловках будет создана система альтернативной энергетики. В рамках госконтракта мы работаем с Министерством энергетики РФ, которому будет предложен проект. Мы рассматриваем различные варианты энергообеспечения Соловков: и дизельное топливо, и газовое топливо, и ветроэнергетику, и солнечную энергию. Предложим разные варианты: это может быть плавучая станция на сжиженном газе, электрический подводный кабель с материка от Летней Золотицы до Соловков, и альтернативные решения: энергия солнца и ветра», — сказал ТАСС Марьяндышев.

Дешевле и безопаснее
Сейчас на архипелаге электричество вырабатывает дизельная электростанция, и энергия получается очень дорогой. «Экономически обоснованный тариф в поселке Соловецкий очень высокий, достигает 28 рублей киловатт/ час», — отметил Марьяндышев. Топливо для электростанции завозится на архипелаг по морю во время летней и осенней навигаций.

Система альтернативной энергетики поможет обеспечить и экологическую безопасность на архипелаге. Соловки входят в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, и, по словам представителя САФУ, использование альтернативной энергетики больше подходит для памятника культурного наследия. «Дизельная электростанция оказывает огромное антропогенное влияние: это и загрязнение, и шум. Конечно, для объекта культурного наследия ЮНЕСКО это неприемлемо, и наша задача — разработать оптимальную энергетическую систему для Соловков», — сказал Марьяндышев.

Солнце для Арктики
Как показали исследования ученых САФУ, несмотря на то, что Соловки находятся в Арктике, электрическую и тепловую энергию здесь можно получать и за счет солнца. «Для покрытия всей активной электрической энергии необходимо строительство высокотемпературной солнечной электростанции башенного типа с больших количеством отражающих коллекторов, что требует большой площади и значительных финансовых затрат», — пояснил Марьяндышев.

По его словам, для Соловков больше подходит вариант с небольшими солнечными панелями для отдельных объектов. «Целесообразнее всего применять солнечные фотоэлементы малой мощности распределенно для выработки электрической энергии, а также солнечные коллекторы для выработки тепловой энергии», — сказал он. Солнечные панели можно будет устанавливать, например, на крышах новых зданий и сооружений.

Ветропотенциал архипелага
Как отметил Марьяндышев, одним из наиболее вероятных вариантов является размещение на Соловках ветрогенераторов. «Мы считаем, что ветропотенциал на архипелаге огромный, его нужно использовать», — заметил он. Магистрант высшей школы энергетики, нефти и газа Алексей Кангаш является одним из участников работы над ветропарком для Соловков. По его словам, среднегодовая скорость ветра на архипелаге около восьми метров в секунду — этого вполне достаточно для выработки энергии для обеспечения электричеством жителей и гостей Соловецких островов.

Одна из главных проблем, которую приходится решать при эксплуатации ветроустановок в условиях Арктики, — это намерзание льда на лопастях генератора. Это обычно происходит, когда температура «переходит через ноль», с плюса на минус. При высокой влажности на лопастях образуется корочка льда, от тяжести которой они могут сломаться. «Есть оборудование в арктическом исполнении, с греющим кабелем внутри, в лопастях ветроустановок, который при необходимости включается и предотвращает ледообразование», — пояснил Кангаш.

«Наша задача — разработать оптимальную конструкцию, подобрать оптимальный ветропарк, — сказал Марьяндышев. — Я думаю, что специальная инженерная организация сможет все это смонтировать за один летний сезон». При этом ветропарк должен находиться достаточно далеко от исторических памятников Соловков, чтобы не нарушать окружающий ландшафт, при этом довольно близко, чтобы конструкции можно было привезти, смонтировать и иметь возможность контролировать их работу.

В университете отмечают, что при разработке проекта необходимо учитывать, что для ветропарка нужна достаточно большая площадь. «При этом нужно выбрать площадку, где нет леса, чтобы его не вырубать, и одновременно близко к инфраструктуре», — уточнил магистрант. «Мы выбрали два места для моделирования ветропарка на Большом Соловецком острове и сейчас их прорабатываем», — сказал руководитель высшей школы энергетики.

Норвежский опыт
В работе над проектом ветровых установок для Соловков в САФУ используют норвежский опыт. В Арктическом университете Тромсе, где Кангаш был на стажировке, есть специальное программное обеспечение, которое позволяет создать модель на основании имеющихся данных, как система будет работать. «В программе можно построить 3D-модель местности, программа вычисляет ветропотенциал, строит карту ветровых энергетических ресурсов, учитывает влияние ветроустановок друг на друга», — рассказал магистрант САФУ.

Кангаш строят модель оценки ветрового потенциала Соловков совместно с Резваном Гани, который является ассистентом профессора института сооружений, энергетики и материаловедения Арктического университета Норвегии Мухаммеда Шакеела Вирка — одним из крупнейших специалистов по ветровым установкам в Норвегии. «Мы планируем сделать установку с сенсорами для замера скорости ветра на разных высотах. Если у нас будут экспериментальные данные, причем, неважно, будут они получены на Соловках или в Архангельске, мы сможем построить более точную модель», — сказал Гани.

Вирк отметил, что на основе того, что делается по Соловкам, можно построить модель использования энергии ветра для всей Архангельской области. «Можно построить модель для всего региона и тиражировать то, что сейчас делается для Соловков, для других районов области. Такую ветроэнергетическую карту, например, могут применять строительные или добывающие компании, чтобы знать, где можно использовать недорогую электроэнергию», — сказал профессор норвежского университета.

По словам Вирка, условия применения ветровых генераторов в арктических зонах России и Норвегии примерно одинаковые и проблемы также одни и те же. «Два главных вызова, с которыми приходится сталкиваться: это сложные климатические условия и логистика, и потери электроэнергии могут достигать 20%. Конечно, эксплуатация ветропарков в арктической зоне намного дороже, чем в обычных условиях, но внедрение ветровых установок на севере экономически оправдано», — отметил он.

Но, как поясняют в университете, для любой системы альтернативной энергетики запасной останется дизель-электростанция. «Дизель-установки никуда не денутся, они останутся как резервный вариант и могут использоваться, например, при недостаточности ветра», — заметил Кангаш.

Источник: РЭЭ

 
Презентация ООО "ПО Энергоресурс"