2017-06-01 10:43

Новая экономика Дальнего Востока: налоговые льготы и проблема финансовых институтов

Новые механизмы экономической политики на Дальнем Востоке привели к значительному росту инвестиций в регион, но при этом не до конца решена проблема допуска в свободный порт Владивосток финансовых институтов, считают опрошенные ТАСС эксперты. Свободный порт Владивосток является одним из инструментов реализуемой сейчас экономической политики в дальневосточном регионе наряду с территориями опережающего развития, механизмами поддержки инвестиционных проектов и «дальневосточным гектаром».

Об эффективности мер государственной поддержки и новой экономике на Дальнем Востоке будут говорить на одной из сессий участники Петербургского международного экономического форума. О первых успехах, ожиданиях и опыте работы в условиях новых экономических механизмов на Дальнем Востоке читайте в материале корреспондентов ТАСС.

Успехи и проблемы

Новые механизмы экономического развития, реализуемые на Дальнем Востоке, оправдали ожидания, считают почти все опрошенные эксперты. «Благодаря новым механизмам развития на Дальний Восток привлечено более 2,3 трлн руб. инвестиций, подавляющее большинство — это частные инвестиции. За этой суммой стоят 611 новых инвестиционных проектов, это новые заводы со сроком запуска до 2025 года; они позволят создать 100 тыс. новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Важно, что эти инвестиции диверсифицируют структуру экономики на Дальнем Востоке: 84% из них не связаны с добычей природных ресурсов. Это промышленные и сельскохозяйственные производства, логистика, туризм; при этом 325 проектов на сумму 1,3 трлн руб. имеют обязывающие инвестиционные соглашения с четкими планами и графиками реализации», — рассказал корреспонденту ТАСС директор департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока Минвостокразвития РФ Григорий Смоляк.

С этим мнением согласен и руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), доцент кафедры «Финансы и кредит» Максим Кривелевич. Он отметил, что новые режимы в целом оправдали ожидания, но обратил внимание, что допуск в систему свободного порта Владивосток финансовых и страховых институтов продолжает оставаться одной из основных проблем.

По его мнению, для дальнейшего совершенствования и развития новых экономических механизмов на Дальнем Востоке необходимо изменить отношение банковской системы.

«Производство без кредитов, облигаций, векселей и других финансовых инструментов сегодня развиваться не может. <…> Как ни печально, но 50% проблем СПВ связаны с землей, а вторые 50% — с запретительно высокой стоимостью кредитов и общим негативным настроем банковской системы в отношении движения капитала в страну и из страны», — отметил эксперт.

По его мнению, все те льготы, которые государство даёт инвесторам, не в состоянии перекрыть ущерб от дороговизны кредитов и фактического запрета инвесторам на проведение непаспортизируемых сделок, прежде всего займов и операций финансирования с использованием ценных бумаг. «Получается трагикомично: инвесторы боятся вкладывать деньги в прибыльные российские проекты, потому что какой-то банковский клерк вправе запретить им вывести прибыль или часть инвестиций в случае необходимости», — пояснил Кривелевич.

Преимущества режимов

Несмотря на существующие проблемы, эксперты сходятся во мнении, что новые экономические механизмы уже в ближайшие годы должны значительно увеличить объемы производства на Дальнем Востоке.

Как сообщил ТАСС директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток) Александр Сухаренко, в результате создания Свободного порта Владивосток валовый региональной продукт (ВРП) Приморского края должен вырасти к 2025 году в 2,2 раза — до 1,4 трлн руб., а прирост ВРП Дальневосточного федерального округа может составить 1,9 трлн руб. Ожидается, что к 2021 году будет создано 84,7 тыс. рабочих мест, к 2025 году их число возрастет до 108 тысяч, а к 2034 — до 468,5 тыс.

Этого помогут достичь, по мнению представителей властей дальневосточных регионов и самих предпринимателей, налоговые льготы, облегченная выдача разрешений, например, на строительство, создание инфраструктуры производственных площадок за счет государства.

«Первые пять лет отсутствует налог на прибыль, а платежи во внебюджетные фонды составляют 7,6% вместо 30%. Для резидентов ТОР это очень важно», — рассказал директор тепличного комплекса «Саюри», резидента ТОР «Кангалассы» в Якутии, Дмитрий Захаров.

Экспериментальный тепличный комплекс «Саюри» был запущен в начале декабря 2016 года, строительство теплицы площадью 1024 кв. м обошлось в 95 млн руб., с экспериментальной теплицы площадью 1 га было собрано 2 тонны помидоров трех сортов. На втором-третьем этапе реализации проекта планируется вложить еще около 1,2 млрд руб., строительство начнется этим летом; при реализации второй очереди теплицы резидент планирует уже сбор 2,5 тонны в месяц. К 2021 году объем продукции кратно возрастет: томатов — до 882 тонн, огурцов — до 1365 тонн, зелени — до 25 тонн. Ожидаемый срок окупаемости проекта — 9-10 лет, комплекс площадью 3,3 га сможет обеспечить свежими овощами 40% населения Якутска и ближайших районов. Инвестором первого этапа проекта с якутской стороны выступил АКБ «Алмазэргиэнбанк».

«В чем мы видим эффективность режима территории опережающего развития? Первое — режим ТОР повышает эффективность инвестиций в проекты Хабаровского края. Для края, как и в целом для Дальнего Востока, серьезная проблема — это удорожающие факторы для хозяйственной деятельности, вызванные отдаленностью, низкой плотностью заселения и дефицитом инфраструктуры. В силу серьезных налоговых льгот по прибыли, на имущество, на отчисления в социальные фонды в рамках режима ТОР, удорожающие факторы нивелируются», — сообщил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Также среди преимуществ режима ТОР власти Хабаровского края называют упрощение некоторых процедур, благодаря чему, в частности, можно быстрее получить разрешение на возведение объектов и строительство инфраструктуры за счет государства. Так, инфраструктурные обязательства государства по ТОР «Хабаровск» и «Комсомольск» в сумме составляют 4,3 млрд руб. Кроме того, режим ТОР позволил региону и Дальнему Востоку в целом увеличить число проектов производственной направленности и увеличить объем иностранных инвестиций.

Проекты и планы

Действенность новых экономических режимов подтверждают существующие и планируемые к реализации проекты: каждый из регионов Дальнего Востока может привести несколько примеров предприятий, которые уже запущены и успешно работают в рамках свободного порта Владивосток и ТОР.

Одним из таких примеров может послужить проект одного из первых резидентов свободного порта Владивосток, спортивный комплекс «Приморское кольцо». Первый его объект открылся в 2013 году, сейчас здесь действуют трассы для картинга и дрифта, где проводятся и международные соревнования; торговая аллея, детский развлекательный «Ринго-парк», паркинг и прокат мотоциклов, трасса для мотокросса, пейнтбол, зоны отдыха.

Постепенно комплекс превращается в настоящий туристический кластер, в 2017-2018 гг. «Приморское кольцо» обзаведется концептуальным туристическим рестораном, стрелковым клубом, гостиницей на 150 номеров, торговой аллеей и детским крытым парком. В перспективе здесь будут построены парк аттракционов, аквапарк круглогодичной эксплуатации, гольф-клуб и гостиница 5 звезд, появятся автомобильные центры, торговый центр и аутлет-комплекс, жилой поселок и тепличный комплекс для развития агротуризма.

Еще один масштабный пример в рамках свободного порта — терминал «Сероглазка» на Камчатке, его реализация позволит увеличить объем перевалки в собственном порту компании до 800 тыс. тонн в год, создать крупный морской рефрижераторный терминал на восточном побережье России и наладить прямые поставки грузов в порты Азии, Европы и США.

«Преимущество терминала в том, что это сервис прямой доставки грузов в порты Азии, Европы, США, минуя порты Владивостока. За прошлый год на экспорт было отправлено порядка 30 тыс. тонн рыбопродукции, это в период с августа по декабрь для рыбопромышленных компаний нашего края. Это экономия на транспортных расходах на доставку рыбы на внутренний и внешний рынки, доступ к неограниченному числу мировых товарных рынков сбыта», — рассказал генеральный директор терминала «Сероглазка» Владимир Вальтер.

По словам Смоляка, к концу 2017 года нарастающим итогом будет запущено более 85 новых предприятий с объемом инвестиций более 111 млрд руб. и 5,5 тыс. новых рабочих мест.

«Это такие проекты как запуск горнодобывающего предприятия на Наталкинском месторождении золота в Магаданской области, два деревообрабатывающих предприятия в Хабаровском крае, первая очередь крупнейшего на Дальнем Востоке животноводческого комплекса в Приморье, свиноводческие комплексы на Камчатке и Сахалине, маслоэктрационный завод в Амурской области, фабрика по производству бриллиантов в Приморье, тепличные комплексы на Сахалине, в Якутии, в Хабаровском крае, множество малых и средних производств и логистических комплексов», — отметил Смоляк.

Источник: РЭЭ

 
Презентация ООО "ПО Энергоресурс"