2017-05-20 16:15

Сети и сбыты уместятся в одном окне

На этой неделе были опубликованы постановления правительства об изменении порядка технологического присоединения (ТП) к электросетям потребителей из числа малого и среднего бизнеса. Отныне предприниматели смогут заключать договор на подключение по принципу одного окна, избежав процедуры так называемых двойных согласований с сетевой и энергосбытовой компаниями. Впрочем, важное для потребителей упрощение процедуры не приведёт к существенному сокращению сроков ТП и вызывает серьёзные нарекания со стороны сбытов. Сократить сроки до целевых 90 дней поможет упрощение процедуры изъятия земель под сетевые объекты, которое разработали в Минэкономразвития.

Нововведения утверждены правительственными постановлениями № 542 от 7 мая 2017 года «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства РФ по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям» и № 557 от 11 мая «Об изменениях в порядке заключения договоров энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения к электрическим сетям». В первую очередь они касаются малого и среднего бизнеса. Ранее для техприсоединения к сетям новым потребителям требовалось сначала заключить договор с сетевой организацией, а затем (физически подключившись в ЛЭП) подписать соглашение с выбранным энергосбытом. Отныне согласованием всех вопросов при подключении нового объекта сетевые и сбытовые компании будут самостоятельно.

Фактически техприсоединение для малого и среднего бизнеса теперь будет осуществляться по принципу одного окна, пояснил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Обратившись в сетевую организацию, потребитель на выходе будет получать не только подключение к сетям, но и уже подписанный договор с выбранным им энергосбытом.

– Сетевая и сбытовая компании самостоятельно будут осуществлять документооборот, так что общение потребителя с энергокомпаниями в процессе техприсоединения будет сведено к минимуму, – отметил Вячеслав Кравченко. – Единую заявку на подключение можно будет оформить в электронном виде, а количество бумаг, необходимых для подключения, сократилось с шести до трёх.

Новация была не слишком тепло встречена энергетиками, так как создаёт для них дополнительный объём работы, но в ходе согласований систему удалось наладить, отмечают в Минэнерго. Технология два года проходила тестирование в пилотном режиме в Москве и Санкт-Петербурге. Это подтвердил и представитель «Россетей», отказавшись от подробных комментариев.

Утверждённые поправки вызвали и вызывают критику со стороны энергосбытовых компаний, которые указывают на необходимость поручения функций одного окна сбытам (гарантирующим поставщикам (ГП), а не сетевикам.

– Постановлением правительства предусматривается, что при технологическом присоединении потребителя заключение договора энергоснабжения может осуществляться им только через сетевую организацию, то есть потребителю фактически запрещается самостоятельно совершать действия по заключению договора энергоснабжения непосредственно с поставщиком электрической энергии, – отмечает первый заместитель председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) Елена Фатеева.

Новая схема не ограничивает конкуренцию, потребитель при подаче заявки волен сам выбирать сбытовую компанию, в которой сетевики будут обязаны передать документы для заключения договора, парируют в Минэнерго. Потребителю может быть выгоднее и удобнее обращаться для заключения договора энергоснабжения к гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации вне зависимости от реализации процедуры технологического присоединения, настаивают в Ассоциации ГП и ЭСК. Такой подход не соответствует Гражданскому кодексу РФ, согласно которому гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо.

– Мы предлагали на этапе обсуждения проекта постановления и продолжаем предлагать сохранить право выбора потребителя. Для этого нужно предусмотреть в договорной конструкции необходимость волеизъявления потребителя о том, какая из сторон (сетевая организация или сам потребитель) направляет гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации документы для заключения договора энергоснабжения, – говорит Елена Фатеева.

Кроме того, в представители сбытовой ассоциации отмечают, что в новых нормах заложены риски злоупотреблений со стороны сетевых компаний в тех случаях, когда сетевики незаконно подключают потребителей к электросетям без выдачи технических условий и оплаты ТП.

– Одним из вариантов такой схемы является заключение потребителем договора купли-продажи электрической энергии со сбытом, не имеющим договоров купли-продажи электрической энергии с поставщиками оптового или розничных рынков, о чём известно сетевой организации. Другой проблемой является нарушение сетевыми компаниями запрета на совмещение естественно-монопольной деятельности с деятельностью по купле-продаже электроэнергии. Такая проблема уже встречается на практике в отдельных регионах. Например, в Республике Бурятия имели место случаи, когда энергоснабжение целых посёлков осуществлялось сетевиками фактически за счёт тарифных средств, полученных от других потребителей, – поясняет Елена Фатеева.

Наиболее простым способом, исключающим подобные злоупотребления, но не учтённым в принятой модели, является реализация принципа одного окна не через сетевую организацию, а через гарантирующего поставщика или энергосбытовую организацию, считают в Ассоциации ГП и ЭСК.

– Сбытовая организация, выбранная потребителем, заинтересована в договоре с ним и в ускорении поставки электроэнергии. Она может и заинтересована в оказании квалифицированной помощи во всех вопросах технологического присоединения при урегулировании отношений потребителя с сетевыми организациями, – поясняет идею Елена Фатеева.

Постановление правительства существенно упростит жизнь потребителей, однако минимально отразится на сроках технологического подключения. Сейчас в среднем по стране они составляют 130–135 дней, при этом нормативный показатель, установленный постановлением правительства, составляет 120 дней, а целевой (определён распоряжением правительства, должен быть достигнут в 2018 году) – 90 дней. В настоящий момент целевой показатель уже достигнут в Москве и Санкт-Петербурге, уточнил представитель Минэнерго. Система подачи единого заявления на ТП, возможно, позволит в отдельных случаях сократить срок на 2–3 дня, но это существенно не повлияет на ситуацию. Однако это заметно упростит жизнь потребителям и облегчит предпринимателям ведение бизнеса, подчёркивает Вячеслав Кравченко.

Поджимание сроков

Пока основным препятствием на пути сокращения сроков ТП до нормативных являются хронические проблемы при оформлении земель под сетевую инфраструктуру. Решение проблемы пытаются найти в Минэкономразвития. Для осуществления ТП новых потребителей необходимо прокладывать участки сетей, пусть и минимальные. Но очень часто опоры и провода для подключения нужно прокладывать по земельным участкам, у которых есть собственник или официально зарегистрированный пользователь. Строить что-либо на его землях (или закапывать в них) можно только с его согласия, иначе приходится действовать по сложной забюрократизированной процедуре, растягивающейся на месяцы, а иногда и годы. Законопроект, упрощающий процедуру изъятия земель под инфраструктурные нужды, планируется внести в Госдуму в конце мая. Говорить о сроках его принятия и вступления в силу в министерстве посчитали преждевременным.

Пока срок оформления земельных участков для строительства линейных объектов может составлять от одного года до двух лет, отмечают в Минэкономразвития. Вместе с тем сетевые организации обязаны осуществлять строительство объектов для технологического присоединения потребителей в срок до четырёх месяцев. Фактически сетевые компании оказались заложниками законодательных нестыковок, зачастую они не способны соблюдать нормативные сроки.

Изменить ситуацию призван проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов». Он позволит упростить процедуру оформления земли под сетевыми объектами, а также сократит сроки и снизит затраты на оформление за счёт отказа от образования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт, поясняют в Минэкономразвития. Изменения позволят в некоторых случаях уйти от процедуры изъятия земельных участков.

Принятие законопроекта позволит сократить сроки оформления прав на земельные участки и линейные объекты до двух месяцев, а расходы на оформление – до 60%, утверждают в Минэкономразвития.

– Процедурные изменения позволят снизить сроки технологического подключения до нормативных, а, возможно, и сделать процедуру ещё более быстрой, – выразил надежду и замглавы Минэнерго.

От нововведений должны выиграть и сетевые компании, и потребители. Регулирование размещения линейных объектов будет осуществляться в соответствии с единым упрощённым порядком, что позволит осуществить сдерживание тарифов, ускорить строительство и в итоге обеспечить рост экономики в целом, отмечают в Минэкономразвития. Одновременно законопроект существенно улучшает положение владельцев земельных участков. Например, согласно законопроекту собственник получит право на рыночную плату за установление публичного сервитута или право требовать выкуп земельного участка, обременённого публичным сервитутом, в случае невозможности его использования.

«Проблема» на 550 рублей

Грядущие изменения учитывают потребности бизнеса, однако сетевики вряд ли смогут рассчитывать на удовлетворение встречных пожеланий. Сетевые компании уже не первый год жалуются на норму, по которой физические лица (население) имеют право на технологическое подключение своих домов, дач и подобных объектов по фиксированной ставке, которая составляет 550 рублей. Эта фиксированная ставка и с начала 2010 года (когда норма была введена) ни разу не индексировалась даже на уровень инфляции. При этом фактическая стоимость ТП населения значительно выше объявленной. Стоимость одной опоры под линию электропередачи составляет сейчас в среднем около 15 тысяч рублей, так что даже при минимальном объёме работ подключение населения обходится сетевым компаниям в сумму не менее 25 тысяч рублей. Но компенсировать эти расходы за счёт увеличения потребления не всегда возможно.

– Подключение дачи не приводит к увеличению объёма отпуска электроэнергии, так как человек находится либо дома, либо на даче. Таким образом, объём потребления остаётся фактически тем же, но распределяется между двумя точками, – пояснил Вячеслав Кравченко. – Отчасти из-за недополучения выручки сейчас у нас есть ряд регионов, где годовая инвестпрограмма сетевых структур не превышает 50 миллионов рублей.

Вопрос периодически обсуждается в правительстве уже два года, есть несколько вариантов его решения. Один из них – это введение платы за каждый киловатт присоединяемой мощности. Но маловероятно, что в ближайшее время всем заинтересованным сторонам удастся прийти к согласованному решению и быстро воплотить его в жизнь, отметил Вячеслав Кравченко.

Источник: ПЕРЕТОК.РУ

 
Презентация ООО "ПО Энергоресурс"